Выборы 8−10 сентября. Как я был наблюдателем и зачем все это нужно
В начале сентября в Москве прошли выборы Мэра. На моем участке выбирали только главу города, но в 13 муниципальных образованиях столицы выбирали еще и депутатов. Расскажу о том, как все прошло, и поделюсь некоторыми своими мыслями по поводу выборов в нашей стране в последние годы.
Я много лет занимаюсь разной формой участия в выборах: бывал наблюдателем, координатором наблюдателей, и сам был кандидатом. С 2012 года я успел побывать членом участковой избирательной комиссии (УИК), территориальной избирательной комиссии (ТИК) и даже Окружной (ОИК). В этот раз я выбрал для себя роль рядового наблюдателя на самой нижней ступени — в участковой избирательной комиссии (УИК).
Мало кто знает, но каждый год у нас вносятся различные изменения в закон о выборах. Еще ни разу ни одни выборы не проходили два раза подряд без того, чтобы в законе что-нибудь не поменялось или не добавилось. Изначально существовал прекрасный, очень грамотно составленный «Закон о Гарантиях» (Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), написанный во времена реальной политической конкуренции. Он учитывал возможные нарушения на выборах, давал наблюдателям возможность работать, подробно описывал процедуру проверки и контроля за ходом выборов.
Но за эти годы в него внесли такое количество дополнений и изменений, что работа наблюдателя на выборах сейчас стала очень сложной.
В начале сентября в Москве прошли выборы Мэра. На моем участке выбирали только главу города, но в 13 муниципальных образованиях столицы выбирали еще и депутатов. Расскажу о том, как все прошло, и поделюсь некоторыми своими мыслями по поводу выборов в нашей стране в последние годы.
Я много лет занимаюсь разной формой участия в выборах: бывал наблюдателем, координатором наблюдателей, и сам был кандидатом. С 2012 года я успел побывать членом участковой избирательной комиссии (УИК), территориальной избирательной комиссии (ТИК) и даже Окружной (ОИК). В этот раз я выбрал для себя роль рядового наблюдателя на самой нижней ступени — в участковой избирательной комиссии (УИК).
Мало кто знает, но каждый год у нас вносятся различные изменения в закон о выборах. Еще ни разу ни одни выборы не проходили два раза подряд без того, чтобы в законе что-нибудь не поменялось или не добавилось. Изначально существовал прекрасный, очень грамотно составленный «Закон о Гарантиях» (Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), написанный во времена реальной политической конкуренции. Он учитывал возможные нарушения на выборах, давал наблюдателям возможность работать, подробно описывал процедуру проверки и контроля за ходом выборов.
Но за эти годы в него внесли такое количество дополнений и изменений, что работа наблюдателя на выборах сейчас стала очень сложной.
Во-первых, стать что членом комиссии, что наблюдателем теперь очень непросто. Раньше этим человеком мог стать практически любой желающий, сейчас в составе комиссий остались, в основном, сотрудники Управы (в ТИК) или школьные учителя (в УИК). И те, и другие в той или иной степени имеют отношение к госслужбе и вынуждены действовать с оглядкой на мнение своего руководства. Более того, комиссии теперь формируют лишь раз в пять лет, сроком на пять лет, так что попасть в комиссию в середине этого цикла просто невозможно.
Во-вторых, теперь можно стать членом комиссии только в своем субъекте Федерации. Поехать поработать наблюдателем на выборы в другой город или регион теперь не получится.
В-третьих, еще совсем недавно существовало понятие «член комиссии с правом совещательного голоса» (ПСГ). У него было много прав, лишь немногим меньше, чем у членов комиссии с правом решающего голоса. Являясь членом ТИК с ПСГ, человек автоматически считался членом всех нижестоящих избирательных комиссий. Это позволяло приезжать на проблемные участки, консультировать, помогать. Тем более, что по закону члены ТИК обязаны всеми силами способствовать проведению выборов.
Поэтому я раньше предпочитал быть членом ТИК с правом совещательного голоса,. Сейчас ПСГ упразднили, так что в этом году я пошел простым наблюдателем на УИК.
Это очень важное звено, которое, хоть и находится в самом низу, но зато именно ему приходится стоять на страже закона и отслеживать большинство нарушений.
Так что, если именно УИКи хорошо «накрыты» наблюдателями, то процесс выборов идет гладко и без нарушений.
Еще одно неприятное нововведение — трехдневное голосование. Дополнительные дни ввели во время пандемии, но сейчас это только усложняет работу наблюдателей и членов комиссии. Люди вынуждены в течение трех дней подряд находиться на рабочем месте с 7 часов утра до 9 часов вечера. Это очень утомительно и создает дополнительную стрессовую нагрузку.
И, наконец, самое для меня неприятное — введение дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Созданное, казалось бы, для удобства избирателей и быстрого подсчета голосов, по факту оно является довольно непрозрачной и малопонятной системой, которую очень сложно проконтролировать, за которой трудно наблюдать, и которая, по моему опыту, еще ни разу не сработала так, как ожидалось. Во всяком случае, результаты ДЭГ за все три года его существования ни разу не совпали с результатами голосования, произведенного по старинке, с помощью бумажных бюллетеней.
Приведу пример из собственного опыта. В 2021 году я был членом окружной избирательной комиссии (ОИК). Голосование окончилось в 20.00, до утра УИКи считали голоса. Всего их было 226, плюс один, на котором регистрировали всех, голосующих электронно. Этот участок, разумеется, закрыл доступ наблюдателям электронного участка, сразу же по окончании голосования. При этом он должен был сразу подсчитать свои результаты, так как это происходит автоматически и голоса считает компьютер, а не живые люди.
Последний участок окончил подсчеты в 8 часов утра. Там была неопытная комиссия, поэтому я сам помогал им, и точно знаю время, когда подсчеты были окончены. В 8.30 председатель этого участка сдал результаты в ТИК. А в 9 часов утра в ОИК приехали некие неизвестные люди, никому не представились, закрылись в отдельной комнате с председателем и заместителем председателя ОИК и провели там два часа. В 11 часов утра они вышли оттуда и объявили результаты ДЭГ. Формально они не нарушили закон, но все понимают, что целую ночь и все утро считать результаты электронного голосования, фактически известные еще накануне вечером — это, как минимум, странно.
Кого после этого может удивить тот факт, что кандидат, победивший на других участках, с бумажными бюллетенями, почему-то проиграл электронное голосование?
В том же 2021 году были и явные нарушения. Так, например, в некоторых округах в тот год проходили двойные выборы. По всей Москве выбирали депутатов в Госдуму, а в некоторых участках проводили довыборы, то ли в муниципалитет, то ли куда-то еще — уже не припомню. На этих участках избирателям предлагалось два бюллетеня: синий и зеленый.
И вот на участок возвращается группа, которая осуществляла надомное голосование. Она приносит урну, в которой внизу стопкой лежат только зеленые бюллетени, а сверху стопкой — синие. Такое на выборах называется вбросом, это настоящее уголовное дело, и бюллетени из этой урны были признаны недействительными.
Другим явным нарушением является нарушение процедуры сдачи протокола. Согласно правилам, председатель комиссии, по окончании голосования и подсчета голосов, должен приехать в ТИК, первым делом внести результаты выборов со своего участка в общую таблицу — Увеличенную форму протокола ТИК. На моих глазах дважды было такое, что председатель порывался уйти куда-то с протоколом, так что мне приходилось звать полицию, чтобы зафиксировать это грубое нарушение.
В этот раз, к счастью, ничего подобного не произошло. Во время нашей работы никаких нарушений не было. Думаю, это еще и потому, что в Филевском парке и в соседних районах много лет хорошо и качественно работают наблюдатели. Комиссии привыкли к тому, что все надо делать по закону и не нарушать правил. Так что мы работали дружно, атмосфера на УИК создалась рабочая, спокойная, доброжелательная. Комиссия у нас была старательная, мы быстро нашли общий язык,
Председатель комиссии периодически обращалась ко мне за консультациями, поскольку у меня большой опыт участия в выборах и я неплохо знаю законы. Я считаю это очень важным, чтобы между наблюдателями и членами комиссии были хорошие рабочие отношения. Некоторые наблюдатели старательно выискивают любые нарушения, придираются по мелочам, подозревают, следят за каждым движением, требуют соблюдения буквы закона, забывая про дух. Я не считаю этот подход верным. Всем лучше и спокойнее работать в обстановке сотрудничества, а не соперничества.
У нас в этом отношении все было замечательно. Большую благодарность за совместную работу я выражаю комиссии УИК 2855.
Не обошлось, конечно, без проблем. Одним из нововведений этого года стала очередная перетасовка УИК. Людей, которые годами голосовали на этом участке, отправляли в другие, многие путались и приходили не туда.
Зато им всюду рекламировали преимущества ДЭГ, и предлагали тут же на месте проголосовать электронно. Разумеется, люди охотно соглашались, так как никто не хотел тратить полдня на беготню по городу в поисках своего участка.
Кроме этого за выбор ДЭГ предлагалось участие в лотерее «Миллион призов». Это при том, что закон прямым текстом запрещает проводить розыгрыши, связанные с выборами. Но лотерея была и люди в ней активно участвовали.
На нашем участке, и на многих других по всему городу происходили эксцессы, связанным с электронным списком избирателей. Раньше «домовые книги» были бумажными, в них легко было отследить, кто проголосовал, сколько человек пришло, сколько получили бюллетени и т. д. Если кто-то что-то подписывал карандашом в такой книге — это можно было с легкостью обнаружить. Если по итогам подсчетов расходились цифры, все можно было пересчитать и сверить со списками. Сейчас эти списки электронные. Казалось бы, это должно упростить работу. Но судите сами, что выходит на деле.
За три дня голосования мы получили 43 надомные заявки на ДЭГ. 41 человек успешно проголосовал, а двое не смогли: один потерял паспорт, а вторая жительница попала в больницу и проголосовала уже в больнице. Эти двое были в электронных списках избирателей и остались там в числе тех, кто получил бюллетень. Но по факту они его не получили, бюллетени остались у нас. Это никак нельзя было исправить, система просто не предполагает такой возможности.
Помимо этого, в середине одного из дней система вообще зависла и висела несколько часов, причем на других участках тоже. И непонятно было, как посчитались голоса людей, которые голосовали в это время.
По итогу у нас осталось два лишних бюллетеня и подсчеты не сходились. Председатель комиссии обратилась ко мне за помощью. Я предложил решение, комиссия провела внутреннее голосование и общим решением было составить документ о том, что все цифры у нас сошлись, но система считает два бюллетеня выданными, а мы их физически погасили. Таким образом мы зафиксировали этот эксцесс и сняли с себя ответственность за плохую работу электронной системы.
Потом председатель с секретарем поехали сдавать результаты, и я тоже поехал с ними. Это очень ответственный момент, его непременно нужно контролировать. Председатель должен внести результаты в увеличенную форму протокола, которая висит на стене на большом листе формата А1. Происходит это под наблюдением видеокамер, и должно быть сделано сразу же по прибытии в ТИК. Но часто эта процедура нарушается: председатели любят отвлечься на что-то, пойти с кем-то поговорить, куда-то отлучиться, и т. д. У нас же все прошло ровно и без нарушений, результаты были сданы.
Выборы Мэра Москвы состоялись. Победителем ожидаемо стал Собянин. Лично я симпатизировал другому кандидату, Даванкову, даже помогал в предвыборной кампании ему, ну и был от него наблюдателем. В итоге он набрал больше 5%, а это довольно приличный результат для существующей у нас в стране ситуации на выборах.
Мы все хотим, чтобы выборы больше влияли на жизнь нашей страны. Для этого нужно перестать их бойкотировать, нужно каждый раз приходить и голосовать. Это то, что реально влияет на итог выборов. Если ты пришел, если пришел твой сосед, твои родные, твои друзья, и вы все положили в урну свои бумажные бюллетени, то ваши голоса уже невозможно подменить или не учесть при общем подсчете. И что бы кто не говорил о том, что это всего лишь ритуал, как бы ни старались рассказать о неверной легитимации, все что нужно сделать, это повлиять на результат выборов самому. Сначала влияние будет незначительным, но потом с тобой придут твои друзья и соседи, а потом и весь город. И тогда голоса будут видны и слышны. А если продолжать бойкотировать систему выборов, то, фактически, голосовать за тебя всегда будет кто-то другой (ведь у нас нет минимального порога явки на выборы, об этом тоже нужно помнить).
Приходите, голосуйте, а мы, со своей стороны, проследим, чтобы все было сделано по закону.
Во-вторых, теперь можно стать членом комиссии только в своем субъекте Федерации. Поехать поработать наблюдателем на выборы в другой город или регион теперь не получится.
В-третьих, еще совсем недавно существовало понятие «член комиссии с правом совещательного голоса» (ПСГ). У него было много прав, лишь немногим меньше, чем у членов комиссии с правом решающего голоса. Являясь членом ТИК с ПСГ, человек автоматически считался членом всех нижестоящих избирательных комиссий. Это позволяло приезжать на проблемные участки, консультировать, помогать. Тем более, что по закону члены ТИК обязаны всеми силами способствовать проведению выборов.
Поэтому я раньше предпочитал быть членом ТИК с правом совещательного голоса,. Сейчас ПСГ упразднили, так что в этом году я пошел простым наблюдателем на УИК.
Это очень важное звено, которое, хоть и находится в самом низу, но зато именно ему приходится стоять на страже закона и отслеживать большинство нарушений.
Так что, если именно УИКи хорошо «накрыты» наблюдателями, то процесс выборов идет гладко и без нарушений.
Еще одно неприятное нововведение — трехдневное голосование. Дополнительные дни ввели во время пандемии, но сейчас это только усложняет работу наблюдателей и членов комиссии. Люди вынуждены в течение трех дней подряд находиться на рабочем месте с 7 часов утра до 9 часов вечера. Это очень утомительно и создает дополнительную стрессовую нагрузку.
И, наконец, самое для меня неприятное — введение дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Созданное, казалось бы, для удобства избирателей и быстрого подсчета голосов, по факту оно является довольно непрозрачной и малопонятной системой, которую очень сложно проконтролировать, за которой трудно наблюдать, и которая, по моему опыту, еще ни разу не сработала так, как ожидалось. Во всяком случае, результаты ДЭГ за все три года его существования ни разу не совпали с результатами голосования, произведенного по старинке, с помощью бумажных бюллетеней.
Приведу пример из собственного опыта. В 2021 году я был членом окружной избирательной комиссии (ОИК). Голосование окончилось в 20.00, до утра УИКи считали голоса. Всего их было 226, плюс один, на котором регистрировали всех, голосующих электронно. Этот участок, разумеется, закрыл доступ наблюдателям электронного участка, сразу же по окончании голосования. При этом он должен был сразу подсчитать свои результаты, так как это происходит автоматически и голоса считает компьютер, а не живые люди.
Последний участок окончил подсчеты в 8 часов утра. Там была неопытная комиссия, поэтому я сам помогал им, и точно знаю время, когда подсчеты были окончены. В 8.30 председатель этого участка сдал результаты в ТИК. А в 9 часов утра в ОИК приехали некие неизвестные люди, никому не представились, закрылись в отдельной комнате с председателем и заместителем председателя ОИК и провели там два часа. В 11 часов утра они вышли оттуда и объявили результаты ДЭГ. Формально они не нарушили закон, но все понимают, что целую ночь и все утро считать результаты электронного голосования, фактически известные еще накануне вечером — это, как минимум, странно.
Кого после этого может удивить тот факт, что кандидат, победивший на других участках, с бумажными бюллетенями, почему-то проиграл электронное голосование?
В том же 2021 году были и явные нарушения. Так, например, в некоторых округах в тот год проходили двойные выборы. По всей Москве выбирали депутатов в Госдуму, а в некоторых участках проводили довыборы, то ли в муниципалитет, то ли куда-то еще — уже не припомню. На этих участках избирателям предлагалось два бюллетеня: синий и зеленый.
И вот на участок возвращается группа, которая осуществляла надомное голосование. Она приносит урну, в которой внизу стопкой лежат только зеленые бюллетени, а сверху стопкой — синие. Такое на выборах называется вбросом, это настоящее уголовное дело, и бюллетени из этой урны были признаны недействительными.
Другим явным нарушением является нарушение процедуры сдачи протокола. Согласно правилам, председатель комиссии, по окончании голосования и подсчета голосов, должен приехать в ТИК, первым делом внести результаты выборов со своего участка в общую таблицу — Увеличенную форму протокола ТИК. На моих глазах дважды было такое, что председатель порывался уйти куда-то с протоколом, так что мне приходилось звать полицию, чтобы зафиксировать это грубое нарушение.
В этот раз, к счастью, ничего подобного не произошло. Во время нашей работы никаких нарушений не было. Думаю, это еще и потому, что в Филевском парке и в соседних районах много лет хорошо и качественно работают наблюдатели. Комиссии привыкли к тому, что все надо делать по закону и не нарушать правил. Так что мы работали дружно, атмосфера на УИК создалась рабочая, спокойная, доброжелательная. Комиссия у нас была старательная, мы быстро нашли общий язык,
Председатель комиссии периодически обращалась ко мне за консультациями, поскольку у меня большой опыт участия в выборах и я неплохо знаю законы. Я считаю это очень важным, чтобы между наблюдателями и членами комиссии были хорошие рабочие отношения. Некоторые наблюдатели старательно выискивают любые нарушения, придираются по мелочам, подозревают, следят за каждым движением, требуют соблюдения буквы закона, забывая про дух. Я не считаю этот подход верным. Всем лучше и спокойнее работать в обстановке сотрудничества, а не соперничества.
У нас в этом отношении все было замечательно. Большую благодарность за совместную работу я выражаю комиссии УИК 2855.
Не обошлось, конечно, без проблем. Одним из нововведений этого года стала очередная перетасовка УИК. Людей, которые годами голосовали на этом участке, отправляли в другие, многие путались и приходили не туда.
Зато им всюду рекламировали преимущества ДЭГ, и предлагали тут же на месте проголосовать электронно. Разумеется, люди охотно соглашались, так как никто не хотел тратить полдня на беготню по городу в поисках своего участка.
Кроме этого за выбор ДЭГ предлагалось участие в лотерее «Миллион призов». Это при том, что закон прямым текстом запрещает проводить розыгрыши, связанные с выборами. Но лотерея была и люди в ней активно участвовали.
На нашем участке, и на многих других по всему городу происходили эксцессы, связанным с электронным списком избирателей. Раньше «домовые книги» были бумажными, в них легко было отследить, кто проголосовал, сколько человек пришло, сколько получили бюллетени и т. д. Если кто-то что-то подписывал карандашом в такой книге — это можно было с легкостью обнаружить. Если по итогам подсчетов расходились цифры, все можно было пересчитать и сверить со списками. Сейчас эти списки электронные. Казалось бы, это должно упростить работу. Но судите сами, что выходит на деле.
За три дня голосования мы получили 43 надомные заявки на ДЭГ. 41 человек успешно проголосовал, а двое не смогли: один потерял паспорт, а вторая жительница попала в больницу и проголосовала уже в больнице. Эти двое были в электронных списках избирателей и остались там в числе тех, кто получил бюллетень. Но по факту они его не получили, бюллетени остались у нас. Это никак нельзя было исправить, система просто не предполагает такой возможности.
Помимо этого, в середине одного из дней система вообще зависла и висела несколько часов, причем на других участках тоже. И непонятно было, как посчитались голоса людей, которые голосовали в это время.
По итогу у нас осталось два лишних бюллетеня и подсчеты не сходились. Председатель комиссии обратилась ко мне за помощью. Я предложил решение, комиссия провела внутреннее голосование и общим решением было составить документ о том, что все цифры у нас сошлись, но система считает два бюллетеня выданными, а мы их физически погасили. Таким образом мы зафиксировали этот эксцесс и сняли с себя ответственность за плохую работу электронной системы.
Потом председатель с секретарем поехали сдавать результаты, и я тоже поехал с ними. Это очень ответственный момент, его непременно нужно контролировать. Председатель должен внести результаты в увеличенную форму протокола, которая висит на стене на большом листе формата А1. Происходит это под наблюдением видеокамер, и должно быть сделано сразу же по прибытии в ТИК. Но часто эта процедура нарушается: председатели любят отвлечься на что-то, пойти с кем-то поговорить, куда-то отлучиться, и т. д. У нас же все прошло ровно и без нарушений, результаты были сданы.
Выборы Мэра Москвы состоялись. Победителем ожидаемо стал Собянин. Лично я симпатизировал другому кандидату, Даванкову, даже помогал в предвыборной кампании ему, ну и был от него наблюдателем. В итоге он набрал больше 5%, а это довольно приличный результат для существующей у нас в стране ситуации на выборах.
Мы все хотим, чтобы выборы больше влияли на жизнь нашей страны. Для этого нужно перестать их бойкотировать, нужно каждый раз приходить и голосовать. Это то, что реально влияет на итог выборов. Если ты пришел, если пришел твой сосед, твои родные, твои друзья, и вы все положили в урну свои бумажные бюллетени, то ваши голоса уже невозможно подменить или не учесть при общем подсчете. И что бы кто не говорил о том, что это всего лишь ритуал, как бы ни старались рассказать о неверной легитимации, все что нужно сделать, это повлиять на результат выборов самому. Сначала влияние будет незначительным, но потом с тобой придут твои друзья и соседи, а потом и весь город. И тогда голоса будут видны и слышны. А если продолжать бойкотировать систему выборов, то, фактически, голосовать за тебя всегда будет кто-то другой (ведь у нас нет минимального порога явки на выборы, об этом тоже нужно помнить).
Приходите, голосуйте, а мы, со своей стороны, проследим, чтобы все было сделано по закону.