Статьи

УК и платежки: почему так важно вовремя оплачивать счета



Поводом для создания этого текста послужила недавно прошедшая по всем каналам новость об отмене перехода на равномерно разбитые на 12 месяцев платежи за отопление.

Москвичам волноваться не стоит. В Москве, как и во многих других крупных городах, этот переход давно совершен и мы с вами платим за тепло одинаковые суммы в течение всего года. Те же, кто платил зимой больше, а летом меньше, теперь всегда будут оплачивать тепло именно так. Нравится такая система не всем: ведь зарплата у человека одинаковая в течение года, а платежи зимой выше. К тому же летом сети нужно ремонтировать, сотрудникам УК нужно по-прежнему платить зарплату и снижение доходов в летний период может отрицательно сказаться на работе большинства управляющих компаний.

Здесь нужно обратить внимание на то, что большая часть некрупных УК и без того вынуждена работать в рамках очень маленькой прибыли. С поставщиками услуг необходим регулярный и стопроцентный расчет, вне зависимости от того, вовремя ли жильцы оплатили свои квитанции. Из-за этого управляющие компании часто влезают в кредиты. Также большую долю расходов УК (иногда до 90% всех расходов) составляет фонд оплаты труда сотрудников. В такой ситуации слияние и укрупнение УК выглядит этаким спасательным кругом.

Да, в самом деле, московские крупные компании типа «Жилищник» или «ПИК-комфорт» обслуживают огромное количество домов и могут себе позволить содержать большой штат сантехников, электриков, дворников. У них также имеется некоторый административный ресурс и льготные условия кредитования, словом, казалось бы, идеальные условия для обслуживания населения. Но поток жалоб на обе эти компании всё ещё достаточно велик.

Причин тому несколько. Это и не всегда успешное управление, и постоянные перестановки в руководстве, не дающие ожидаемого эффекта, и главный бич всех московских УК — кадровый голод. Ни для кого не секрет, что большинство низкоквалифицированного рабочего персонала в столице составляют приезжие из стран Центральной и Средней Азии. Коренные москвичи и приезжие из регионов не рвутся в эту сферу, несмотря на вполне стабильные оклады и даже предоставляемое жильё. Нишу заполняют иностранцы, которые, получив патент на работу в том же «Жилищнике», отправляются работать курьерами в экспресс-доставку, умудряясь зарабатывать в полтора-два раза больше, чем на ниве коммунального хозяйства — дворниками и разнорабочими.

Решения всем этим проблемам пока не придумано, поэтому всё, что мы с вами, как потребители услуг УК можем сделать, это, во-первых, своевременно оплачивать квитанции, а во-вторых, как можно чаще и конструктивнее контактировать со своей управляющей компанией. Очень важно создать Совет дома, к мнению которого обязательно прислушаются в вашей УК. Отличный вариант — ТСЖ, когда жильцы, минуя посредников, обслуживаются напрямую у поставщиков услуг. Но даже, если создание ТСЖ невозможно, активные и компетентные жильцы из Совета дома всегда найдут общий язык с УК и смогут решить важные вопросы с помощью разумного диалога, а не судов и конфликтов.
Гражданский контроль