Поводом для создания этого текста послужила недавно прошедшая по всем каналам новость об отмене перехода на равномерно разбитые на 12 месяцев платежи за отопление.
Москвичам волноваться не стоит. В Москве, как и во многих других крупных городах, этот переход давно совершен и мы с вами платим за тепло одинаковые суммы в течение всего года. Те же, кто платил зимой больше, а летом меньше, теперь всегда будут оплачивать тепло именно так. Нравится такая система не всем: ведь зарплата у человека одинаковая в течение года, а платежи зимой выше. К тому же летом сети нужно ремонтировать, сотрудникам УК нужно по-прежнему платить зарплату и снижение доходов в летний период может отрицательно сказаться на работе большинства управляющих компаний.
Здесь нужно обратить внимание на то, что большая часть некрупных УК и без того вынуждена работать в рамках очень маленькой прибыли. С поставщиками услуг необходим регулярный и стопроцентный расчет, вне зависимости от того, вовремя ли жильцы оплатили свои квитанции. Из-за этого управляющие компании часто влезают в кредиты. Также большую долю расходов УК (иногда до 90% всех расходов) составляет фонд оплаты труда сотрудников. В такой ситуации слияние и укрупнение УК выглядит этаким спасательным кругом.
Да, в самом деле, московские крупные компании типа «Жилищник» или «ПИК-комфорт» обслуживают огромное количество домов и могут себе позволить содержать большой штат сантехников, электриков, дворников. У них также имеется некоторый административный ресурс и льготные условия кредитования, словом, казалось бы, идеальные условия для обслуживания населения. Но поток жалоб на обе эти компании всё ещё достаточно велик.
Причин тому несколько. Это и не всегда успешное управление, и постоянные перестановки в руководстве, не дающие ожидаемого эффекта, и главный бич всех московских УК — кадровый голод. Ни для кого не секрет, что большинство низкоквалифицированного рабочего персонала в столице составляют приезжие из стран Центральной и Средней Азии. Коренные москвичи и приезжие из регионов не рвутся в эту сферу, несмотря на вполне стабильные оклады и даже предоставляемое жильё. Нишу заполняют иностранцы, которые, получив патент на работу в том же «Жилищнике», отправляются работать курьерами в экспресс-доставку, умудряясь зарабатывать в полтора-два раза больше, чем на ниве коммунального хозяйства — дворниками и разнорабочими.
Решения всем этим проблемам пока не придумано, поэтому всё, что мы с вами, как потребители услуг УК можем сделать, это, во-первых, своевременно оплачивать квитанции, а во-вторых, как можно чаще и конструктивнее контактировать со своей управляющей компанией. Очень важно создать Совет дома, к мнению которого обязательно прислушаются в вашей УК. Отличный вариант — ТСЖ, когда жильцы, минуя посредников, обслуживаются напрямую у поставщиков услуг. Но даже, если создание ТСЖ невозможно, активные и компетентные жильцы из Совета дома всегда найдут общий язык с УК и смогут решить важные вопросы с помощью разумного диалога, а не судов и конфликтов.