27 ноября в Госдуме РФ состоялся круглый стол на тему «Соучаствующее проектирование — миф или реальность?»
В нем приняли участие представители более 50 регионов и более 130 слушателей собрались в зале. Среди участников были министры из разных регионов России, депутаты Госдумы, представители Минстроя РФ, эксперты агентства стратегических инициатив, известные урбанисты и представители ведущих архитектурных вузов России.
Одним из организаторов этого большого и серьезного мероприятия стал Комитет по благоустройству и организации городского пространства, членом которого я являюсь с самого его основания.
Это довольно молодая организация, существует чуть больше года, но вместе мы уже многого добились.
Что такое Комитет по благоустройству и организации городского пространства и что такое соучаствующее проектирование
Комитет — это сообщество жителей районов, активных и опытных каждый в своей области. Все вместе они работают над проведением соучаствующего проектирования.
Например, в том или ином районе Москвы (а всего их 125) Управой или Префектурой запланировано какое-либо изменение городской среды — расширение улицы, перенос газона, обустройство освещения, детской площадки, сквера, фонтана, забора, скамеек, площадки для сбора мусора и так далее. Далеко не всегда это проектируется с учетом пожелания местных жителей. Вот тут и вступает в дело Комитет. На помощь жителям приходят опытные люди, которые помогут сформулировать пожелания и разобраться в документации, подскажут, с кем нужно будет взаимодействовать по тому или иному вопросу. Затем, с их помощью все это будет сведено и организовано так, чтобы стороны услышали друг друга, пошли друг другу навстречу и приняли правильные решения.
Комитет не является официальной государственной организацией, хотя и создан при партии «Новые люди». В него входят те, кто не может спокойно смотреть на ошибки, совершаемые при благоустройстве дворов и улиц, кто готов тратить свое личное время на организацию удобной городской среды для всех, кто хочет сделать свой город лучше.
Круглому столу в Госдуме предшествовала большая работа нашего Комитета «на земле». Это не фигура речи, работа действительно начиналась с выездов в разные районы Москвы. Мы выбирали те, в которых на ближайшее время был запланирован тот или иной вид благоустройства, искали активных жителей, готовых к взаимодействию, предлагали им свою помощь. Где-то мы привлекали к этому районных депутатов, где-то обходились своими силами, но, так или иначе, это была работа на земле, мы всюду ходили своими ногами и лично разговаривали с жильцами домов.
Постепенно мы выработали методику взаимодействия с жителями, с представителями властей, научились организовывать встречи и стали медиаторами — то есть теми, кто помогает наладить контакт и выработать совместное решение, в данном случае — по вопросам благоустройства дворов и улиц.
Все это время мы сотрудничаем с депутатами фракции “Новые люди”, а руководит нашим Комитетом Алена Самошкина.
Было очень непросто выработать стратегию работы и найти способ взаимодействия с главами районов и Управ. Властям, которые принимают решения о благоустройстве того или иного двора, проще и легче организовать все самим, без привлечения населения к обсуждению, поэтому мы часто сталкивались с тем, что нас уверяли: в их районе все делается с участием жителей, все вопросы благоустройства непременно обсуждаются с ними! А по факту оказывалось, что жителей вообще не в курсе, где у них будет детская площадка, какие и куда поставят скамейки, как проложат дорожки.
Наши предложения казались руководству районов излишними, осложняющими их работу. К тому же они опасались, что в процесс может измениться финансовая ситуация, придется что-то менять на ходу, это тоже дополнительные сложности.
И нам приходилось объяснять, что, если не согласовать все нюансы с будущими благополучателями, то в итоге и люди будут недовольны, и власти получат массу негатива в свой адрес. Чтобы этого избежать, нужно идти на контакт с жителями, активно привлекать их к участию в обсуждении будущего благоустройства, ведь это то, что касается каждого живущего в районе.
То же самое мы объясняли жителям. Главная мысль, которую мы стараемся до них донести: если вы не договоритесь между собой и не будете активны, то все сделают без вас, и сделают так, как выйдет дешевле и быстрее.
В итоге к мнению Комитета в руководстве города стали прислушиваться. Положительные результаты в разных районах города показали, что соучаствующее проектирование — отличная штука!
22 ноября мы провели встречу с активистами из разных районов, которые хотели бы присоединиться к нашей деятельности. Также на этой встрече мы определились с темами, которые берем в работу в 2024 году. Часть этих тем включили в состав предстоящего мероприятия.
27 ноября в одном из залов Госдумы мы собрались, чтобы решить, актуальны ли эти вопросы для других регионов страны? Реальность это наше соучаствующее проектирование или же просто набор разовых случайностей?
Депутат Олег Леонов и его помощники разослали множество приглашений по региональным министерствам, и многие заинтересовались. Представители министерств приехали из Саратовской, Воронежской, Оренбургской области, Чеченской республики, Санкт-Петербурга и многих других регионов.
В ходе обсуждения выяснилось, что проблема актуальна не только для Москвы. В других регионах власти тоже искренне полагают, что у них все обсуждения благоустройства происходят с участием жителей. Оказалось, что это не так. После выступлений министров мы предлагали микрофон людям, живущим в этих регионах, и они рассказывали, как все происходит на самом деле.
Было высказано много хороших идей. Например, поступило предложение привлекать к медиации независимых граждан, не связанных ни с жителями районов, ни с представителями власти. Например, действовать через РКЦ — региональный центр компетенций, который как раз специализируется на медиации.
Конечно, сложно найти энтузиастов среди горожан, но это вполне реально, особенно, если не давить гражданскую инициативу на самом нижнем уровне — поощрять самостоятельность граждан в благоустройстве их дворов, а не наказывать за нее.
Мое участие в организации и проведении круглого стола заключалось в подготовке документов, формировании тем, подборе спикеров, проектировании обучающих материалов и т.д. На самом мероприятии я работал, что называется, “за кулисами” — в пультовой, вместе со звукооператором и техническими работниками. Оттуда я управлял презентациями и микрофонами выступающих.
Руководитель Комитета Алена Самошкина выступила с докладом. В нем она выдвинула следующие предложения:
- расширение термина с «соучаствующего проектирования» до «соучаствующего благоустройства»;
- внесение изменений в 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ»;
- дополнение критериев расчета индекса вовлеченности граждан в развитие городской среды;
- введение процедуры медиации при реализации соучаствующего проектирования.
Впереди у нас еще много работы и доработки выдвинутых тезисов, поиск устраивающих всех формулировок и как результат — изменение/дополнение федерального законодательства.
В нем приняли участие представители более 50 регионов и более 130 слушателей собрались в зале. Среди участников были министры из разных регионов России, депутаты Госдумы, представители Минстроя РФ, эксперты агентства стратегических инициатив, известные урбанисты и представители ведущих архитектурных вузов России.
Одним из организаторов этого большого и серьезного мероприятия стал Комитет по благоустройству и организации городского пространства, членом которого я являюсь с самого его основания.
Это довольно молодая организация, существует чуть больше года, но вместе мы уже многого добились.
Что такое Комитет по благоустройству и организации городского пространства и что такое соучаствующее проектирование
Комитет — это сообщество жителей районов, активных и опытных каждый в своей области. Все вместе они работают над проведением соучаствующего проектирования.
Например, в том или ином районе Москвы (а всего их 125) Управой или Префектурой запланировано какое-либо изменение городской среды — расширение улицы, перенос газона, обустройство освещения, детской площадки, сквера, фонтана, забора, скамеек, площадки для сбора мусора и так далее. Далеко не всегда это проектируется с учетом пожелания местных жителей. Вот тут и вступает в дело Комитет. На помощь жителям приходят опытные люди, которые помогут сформулировать пожелания и разобраться в документации, подскажут, с кем нужно будет взаимодействовать по тому или иному вопросу. Затем, с их помощью все это будет сведено и организовано так, чтобы стороны услышали друг друга, пошли друг другу навстречу и приняли правильные решения.
Комитет не является официальной государственной организацией, хотя и создан при партии «Новые люди». В него входят те, кто не может спокойно смотреть на ошибки, совершаемые при благоустройстве дворов и улиц, кто готов тратить свое личное время на организацию удобной городской среды для всех, кто хочет сделать свой город лучше.
Круглому столу в Госдуме предшествовала большая работа нашего Комитета «на земле». Это не фигура речи, работа действительно начиналась с выездов в разные районы Москвы. Мы выбирали те, в которых на ближайшее время был запланирован тот или иной вид благоустройства, искали активных жителей, готовых к взаимодействию, предлагали им свою помощь. Где-то мы привлекали к этому районных депутатов, где-то обходились своими силами, но, так или иначе, это была работа на земле, мы всюду ходили своими ногами и лично разговаривали с жильцами домов.
Постепенно мы выработали методику взаимодействия с жителями, с представителями властей, научились организовывать встречи и стали медиаторами — то есть теми, кто помогает наладить контакт и выработать совместное решение, в данном случае — по вопросам благоустройства дворов и улиц.
Все это время мы сотрудничаем с депутатами фракции “Новые люди”, а руководит нашим Комитетом Алена Самошкина.
Было очень непросто выработать стратегию работы и найти способ взаимодействия с главами районов и Управ. Властям, которые принимают решения о благоустройстве того или иного двора, проще и легче организовать все самим, без привлечения населения к обсуждению, поэтому мы часто сталкивались с тем, что нас уверяли: в их районе все делается с участием жителей, все вопросы благоустройства непременно обсуждаются с ними! А по факту оказывалось, что жителей вообще не в курсе, где у них будет детская площадка, какие и куда поставят скамейки, как проложат дорожки.
Наши предложения казались руководству районов излишними, осложняющими их работу. К тому же они опасались, что в процесс может измениться финансовая ситуация, придется что-то менять на ходу, это тоже дополнительные сложности.
И нам приходилось объяснять, что, если не согласовать все нюансы с будущими благополучателями, то в итоге и люди будут недовольны, и власти получат массу негатива в свой адрес. Чтобы этого избежать, нужно идти на контакт с жителями, активно привлекать их к участию в обсуждении будущего благоустройства, ведь это то, что касается каждого живущего в районе.
То же самое мы объясняли жителям. Главная мысль, которую мы стараемся до них донести: если вы не договоритесь между собой и не будете активны, то все сделают без вас, и сделают так, как выйдет дешевле и быстрее.
В итоге к мнению Комитета в руководстве города стали прислушиваться. Положительные результаты в разных районах города показали, что соучаствующее проектирование — отличная штука!
22 ноября мы провели встречу с активистами из разных районов, которые хотели бы присоединиться к нашей деятельности. Также на этой встрече мы определились с темами, которые берем в работу в 2024 году. Часть этих тем включили в состав предстоящего мероприятия.
27 ноября в одном из залов Госдумы мы собрались, чтобы решить, актуальны ли эти вопросы для других регионов страны? Реальность это наше соучаствующее проектирование или же просто набор разовых случайностей?
Депутат Олег Леонов и его помощники разослали множество приглашений по региональным министерствам, и многие заинтересовались. Представители министерств приехали из Саратовской, Воронежской, Оренбургской области, Чеченской республики, Санкт-Петербурга и многих других регионов.
В ходе обсуждения выяснилось, что проблема актуальна не только для Москвы. В других регионах власти тоже искренне полагают, что у них все обсуждения благоустройства происходят с участием жителей. Оказалось, что это не так. После выступлений министров мы предлагали микрофон людям, живущим в этих регионах, и они рассказывали, как все происходит на самом деле.
Было высказано много хороших идей. Например, поступило предложение привлекать к медиации независимых граждан, не связанных ни с жителями районов, ни с представителями власти. Например, действовать через РКЦ — региональный центр компетенций, который как раз специализируется на медиации.
Конечно, сложно найти энтузиастов среди горожан, но это вполне реально, особенно, если не давить гражданскую инициативу на самом нижнем уровне — поощрять самостоятельность граждан в благоустройстве их дворов, а не наказывать за нее.
Мое участие в организации и проведении круглого стола заключалось в подготовке документов, формировании тем, подборе спикеров, проектировании обучающих материалов и т.д. На самом мероприятии я работал, что называется, “за кулисами” — в пультовой, вместе со звукооператором и техническими работниками. Оттуда я управлял презентациями и микрофонами выступающих.
Руководитель Комитета Алена Самошкина выступила с докладом. В нем она выдвинула следующие предложения:
- расширение термина с «соучаствующего проектирования» до «соучаствующего благоустройства»;
- внесение изменений в 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ»;
- дополнение критериев расчета индекса вовлеченности граждан в развитие городской среды;
- введение процедуры медиации при реализации соучаствующего проектирования.
Впереди у нас еще много работы и доработки выдвинутых тезисов, поиск устраивающих всех формулировок и как результат — изменение/дополнение федерального законодательства.