Новости 

Больше специалистов, хороших и разных!

В начале июня я работал в Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) по защите дипломных работ студентов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. За три дня мы приняли более сорока защит!

По роду своей деятельности я имею большой опыт в сфере e-commerce, поэтому много лет преподавал в RMA (бизнес-школа, основанная в 2000 году, как кафедра бизнес-образования в ГУУ). С 2005 года я был там преподавателем, членом дипломной комиссии и научным руководителем у дипломников. С 2009 года я сосредоточился на дипломах, стал председателем комиссии и стал проводить дипломные занятия.

В 2022 году прошла последняя защита на факультете в RMA, после чего этот факультет закрылся. И так как я был хорошо знаком с членами комиссии в ВШЭ (мы часто встречались в различных государственных экспертных советах), то мне предложили стать членом дипломной комиссии в ВШЭ. И с 2022 года я вхожу в состав дипломной комиссии Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Мы принимали дипломные работы студентов, которые обучались по программе магистратуры «Электронный бизнес и цифровые инновации».
Темы дипломов были очень разные, от чат-ботов до криптовалюты, от маркетплейсов до системы IT-поддержки медицинских организаций. Есть ощущение, что чуть больше тем в этом году было посвящено блокчейну, причину этого я точно назвать не могу, возможно, все дело в глобализации и стремлении к анонимизации транзакций.
Вот некоторые из представленных тем дипломов:
«Проектирование продукта в сфере здравоохранения для улучшения качества приема врача»
«Проектирование решения на основе технологии блокчейн для рыбного маркетплейса»
«Разработка сервиса дистанционной оценки повреждений автомобиля с помощью нейросети»
«Цифровизация бизнес-процессов компании по производству и реализации установок для утилизации опасных медицинских отходов (…)»
«Анализ аномалий в онлайн-поведении покупателей на цифровых витринах»
и т.д.

Все выступления были очень интересными, заметно, что ребята учились старательно и работали над дипломами с энтузиазмом.
Отметил, что, к сожалению, маловато времени уделяется практической части. Это общая ошибка студентов на презентации диплома: в начале все они подробно рассказывают о своей теме и аналитике, о своих исследованиях и выводах. А вот к практической части, к непосредственным планам действий и описанию дальнейшей работы переходят уже в конце выступления. Комиссия, которая и без того хорошо знакома с теорией, успевает устать и самую интересную часть, в итоге, слушает уже не так охотно. Если учесть, что каждое выступление с презентацией, вопросами и ответами на них длилось, в среднем, по 30 минут, неудивительно, что нагрузка на комиссию была довольно большая.

Думаю, дело в том, что в магистратуре все студенты, в основном, молодежь. Для сравнения: в RMA учились люди старше 30 лет, с опытом, и у них практическая часть занимала, иной раз, до половины выступления. Зато и требования к их работам были суровее и спрос более жёсткий.
Здесь же опыта реализации проектов у ребят или еще нет, или он невелик, поэтому и практическая часть сравнительно мала. Так, например, удачных финансовых планов я увидел от силы два-три.

Тем не менее, я очень рад, что у нас так много молодых специалистов в области коммерческих интернет-проектов. Стране нужны свои профессионалы в области электронной торговли и инноваций, и хорошо, что образование они могут получать, не выезжая за границу, у себя на Родине. Скорее всего, многих из этих ребят я вскоре увижу на наших конференциях уже как своих коллег, и это очень приятно. Чем больше грамотных профессионалов будет у нас в этой области, тем лучше.

Работу в дипломной комиссии я считаю своим личным вкладом в развитие рынка интернет-проектов в России. Эта деятельность проходит у меня на волонтерских началах, зарплаты я не получаю и это мой сознательный выбор. Мне важно поучаствовать в создании молодого профессионального сообщества и, таким образом, помочь моей стране в развитии экономики и, как следствие, в улучшении нашей с вами жизни, в целом.
Профессиональная деятельность